Палий уже не первый раз ловил себя на том, что думает об Ольге. Ее образ вдруг сам собой возникал в его воображение в самых разных, иногда совсем не подходящих для этого местах и ситуациях. Он почти наяву слышал ее голос, вспоминал жесты и улыбку, которыми она сопровождала свои слова.
Эти чувства были для него неожиданными, с последнего его серьезного романа миновала несколько лет, в течение которых его сердце пребывало в состояние спокойствия. Женщины, с которыми он знакомился, не вызывали у него почти никакого волнения, они были не более чем инструментами для получения удовольствия, но душа, словно лежащий в поле камень, была неподвижна и нема.
Но сейчас он чувствовал, как что-то случилось с ним, какие-то струнки его души вдруг начали выводить непривычную мелодию. И эти звуки одновременно волновали и беспокоили его.
Он знал, что пользуется успехом у женщин. Их подкупала и его приятная внешность, и ум, и образованность, и умение вести непринужденную и одновременно насыщенную интеллектуальным фаршем беседу. А потому никаких проблем с прекрасным полом у него не возникало; если изредка кто-нибудь ему отказывал, он больше удивлялся, чем огорчался, так как всегда был уверен, что быстро утешится с другой. Да и случалось такие осечки совсем не часто. Но сейчас обычной уверенности он не испытывал, он вообще не знал, как ему поступать. Одно дело считать Разлогова идейным противником, угрозой для своего будущего благополучия и совсем другое соблазнять его жену. До сего дня он никогда ничего подобного не совершал. Да и зачем нужны лишние трудности и хлопоты, если вокруг бродит сколько угодно свободных и голодных женщин, ждущих только одного, чтобы их позвали бы. Многие его студентки были влюблены в него, и с некоторыми у него даже возникали кратковременные связи. Правда в университете при всем его либерализме подобные вещи не поощрялись и при огласке вполне можно было вылететь с работы, а потому он не злоупотреблял такими возможностями, стараясь не подвергать себя не нужному риску.
И все же ситуация была бы гораздо проще, если бы Палий не испытывал симпатию к Разлогову. Он сознавал, что жизнь распорядилась таким образом, что им никогда не стать друзьями, несмотря на имеющиеся к тому предпосылки. Но одно дело политическая и идейная борьба, а другое - банальная супружеская неверность. Ему одновременно хотелось, чтобы Ольга и уступила бы ему и воспротивилась бы его домогательствам.
Эта борьба двух противоположных желаний внутри него утомляла Палия. Больше всего в жизни он ценил душевный комфорт, как философ отлично сознавал, насколько может быть разрушительным любой, а особенно подобный внутренний конфликт. И не хотел оказаться на линии его огня. Но как выйти из этой ситуации, Палий не представлял. Он предчувствовал, что образ Ольги по крайней время в ближайшее время в покое его не оставит.
Обычно в таких случаях он все отдавал себя на волю судьбы и подчинялся ее указаниям. В конце концов там наверху лучше знают, что он должен делать. И ему лишь остается покорно выполнять замыслы гораздо более могущественной силы, чем его собственная.
Палий отнюдь не считал себя фаталистом, но ему казалось, что противиться судьбе столь же нелепо и опасно, как идти против ураганного ветра. Все равно и в том и другом случае человека отнесет туда, где ему предназначено находиться. А следовательно надо поступать так, как указывают желания. А желания на данный момент требуют от него одного: любым способом снова встретиться с Ольгой.
Он стал размышлять, каким образом это сделать? Конечно, можно выбрать момент и прийти к ней домой, когда там никого не будет. Но Палий сражу же отверг такой вариант. Ольга вряд ли готова к такому шагу, и он лишь спугнет, отдалит ее от себя. А в то, что между ними началось сближение, он был уверен. В тот вечер он ясно видел, что понравился ей. Это было заметно и по тем взглядам, что она бросала на него, и по тому, как все время подкладывала самые аппетитные кусочки в его тарелку, и как всякий раз подкрашивала губы, после того, как возвращалась из кухни в комнату.
Он всегда был крайне внимателен к языку мелочей, на самом деле они почти всегда несли несравненно большую информацию, чем любые долгие и нудные разговоры и объяснения. И потому почти не сомневался, что Ольга тоже думает о нем, жаждет новой встречи. Она по определению не может быть очень счастлива со своим мужем; такие мужчины, как Разлогов, просто не в состоянии дать настоящего счастья женщинам. Или это должны быть особые женщины, совсем иного склада ума. Другой вопрос, насколько ясно она отдает себе отчет в своих чувствах, старается ли она их подавить, вытеснить на задворки своего подсознания или, наоборот, упивается ими и тем самым только усиливает.
Но ответы на эти вопросы невозможно получить, не встретившись с ней. Но как это все же сделать? Он решил последить за их домом. Пока занятия не начались у него есть для этого время.
На охоту, как мысленно назвал он это свое занятие, Палий вышел на следующий день. Впрочем, ждать долго не пришлось, уже через час после того, как он занял вахту возле дома, увидел, как из подъезда вышла Ольга. Сохраняя приличное расстояние, он последовал за ней.
Это был типичный выход из дома замужней женщины. Сперва Ольга посетила несколько магазинов, затем зашла в отделение Сберегательного банка. Ее сумка отяжелела от покупок. Он уже думал, что она пойдет домой, но к его удивлению она выбрала иной маршрут - направилась к лесу.
Само по себе в этом не заключалось ничего удивительного, так как день был довольно жаркий, и прогулка по лесу могла доставить немало приятных минут. Но зачем идти туда с тяжелой сумкой?
Ольга вошла в лесной массив и неторопливо стала углубляться в глубь него. Она шла по тропинке, не оборачиваясь, и следовать за ней не представляло большого труда. Его больше занимал вопрос, что ему делать дальше? Каким образом сделать так, чтобы их встреча показалась бы ей совершенно случайной? Если же она что-то заподозрит, все его дальнейшие планы могут полететь к вверх тормашками.
Она дошла до развилки и повернула направо, к небольшому пруду. К нему пришла спасительная мысль. Он хорошо знал этот лес и к водоему можно попасть по более короткой дороге, о которой скорей всего Ольга не ведает. Он опередит ее, встанет возле воды, и она, увидев его, сама подойдет к нему. И только тогда он ее заметит. И при этом окажется вне подозрений.
Его план блестяще удался. Палий стоял у пруда и делал вид, что любуется на невозмутимую и ровную, почти как каток, водную гладь, наслаждаясь и открывающимся видом, и хорошей погодой. И даже когда он услышал рядом с собой ее шаги, то не повернул головы. Пусть вся инициатива будет исходить с ее стороны.
- Валерий Витальевич, это вы?
Палий ясно услышал, как радостно прозвучал ее голос.. Он обернулся и сделал удивленное лицо.
- Ольга Ильинишна!
- Вы тут гуляете? - спросила она.
- Да вот зашел перед началом нового учебного года насытиться чистым кислородом, - улыбнулся он. - Скоро будет не до того.
- Да, Саша тоже старательно готовится. Целыми днями сидит за компьютером, пишет конспекты лекций.
- Как видите, я не такой старательный, как он, я больше уделяю времени прогулкам на свежем воздухе. Вообще, я в душе большой лентяй.
- Хорош лентяй, который в вашем возрасте уже стал доктором наук, написал пару книг и множество статей.
- Ну у вашему мужа таких заслуг даже больше.
- Наверное, вы правы. Вот только он почти совсем не находит время для прогулок.
Ей скучно, отметил он, Разлогов уделяет мало внимание своей жене.
- Такова участь жены ученого. Для него главное - его наука. И с этим ничего не поделаешь.
- А для вас тоже?
- Я не был женат и потому не знаю, как бы в этом случае распределял время между женой и наукой. Наверное, многое зависит от того, как мужчина относится к жене; чем больше ее любишь, тем больше хочется быть с ней, даже если приходиться жертвовать профессиональными занятиями.
Палий понимал, что рискует, так как Ольга может воспринять его слова, как скрытую критику своего мужа, намек на то, что супруг любит ее недостаточно. И обидится и уйти. Но, судя по всему, она не собиралась делать ни того, ни другого.
- Раз мы уж с вами так счастливо встретились, может немного погуляем по лесочку. - Его взгляд сфокусировался на сумке. - Да у вас тяжелая поклажа, давайте я вам помогу нести.
- Я ходила в магазин за продуктами для обеда, а затем вдруг сильно потянуло в лес, - призналась она. - Сама не знаю, что вдруг со мной случилось?
Палий протянул руку за сумкой, Ольга отдала ее ему.
- Здесь есть красивые места, давайте я вам их покажу, - предложил он. И так как отказа не последовало, он осторожно взял женщину под руку и повел в нужном ему направлении.
Палий не обманывал, он в самом деле знал тут красивые уголки. Но их красота меньше всего сейчас его волновала. Та. Что его волновала, шла рядом с ним
- Мне кажется, вам не просто жить с Александром, - осторожно проговорил он, вглядываясь в ее лицо, так как хотел знать, как будет реагировать его спутница на эти слова.
- Да, иногда в самом деле бывает не просто. Но что делать. Он необыкновенный человек, он смотрит туда, куда обычные люди не заглядывают. А мы, женщины, в отличии от того, что говорим публично, предпочитаем любить людей простых. С ними легче и понятней, как себя вести.
- Но можно быть великим ученым и в тоже время хорошим семьянином. Просто надо ясно представлять, где и когда какую роль играть.
- Вы полагаете? - Она даже на мгновение приостановилась. – Почему-то не задумывалась о такой возможности. Может быть, вы и правы. Но к Саше это не вполне относится. Иногда он вспоминает о семье, о том, что, как вы говорит, надо играть роль хорошего семьянина. Но на длительный срок его не хватает, он довольно быстро возвращается в свое естественное состояние. Насилие над собой не может продолжаться слишком долго.
- Но вам в такие моменты бывает, наверное, не просто.
- Не просто, - подтвердила Ольга. - но что же делать. Ведь у нас семья. Да и вообще, у каждого человека свой крест и его надо нести. Разрушить легко, а вот построить заново сложно.
- Но многие же строят.
Ольга посмотрела на своего спутника, но что выражал ее взгляд, Палию определить не удалось. Он не должен провоцировать ее, она слишком умна и вполне может догадаться об его истинных намерениях. А это пока явно преждевременно. Они оба еще не созрели для того, чтобы перевести их отношения на другой уровень. Она просто испугается и убежит.
- А вы полагаете, что легко найти человека такого уровня, как мой Саша, - вдруг произнесла она. - Иногда я думаю, а смогла ли я жить с другим, не таким, как он, более обыденным?
- И каков ваш ответ? - с замиранием сердце спросил Палий.
- А нет никакого ответа, - вдруг лукаво улыбнулась она. - Я только задаю себе этот вопрос, а ответа на него даже не ищу. Зачем он нужен, ведь такой альтернативы все равно нет.
- А если однажды вдруг появится?
- Ну тогда и посмотрим. Какой смысл говорить об этом сейчас.
Внезапно Ольга остановилась и несколько секунд смотрела вперед.
- Какая красота! - вдруг воскликнула она.
Пейзаж действительно был красивый. Они вышли на покрытую изумрудом травы круглую полянку, в центре которой росли три очень похожие друг на друга, словно близнецы, сосны. Ольга подбежала к деревьям и прислонилась к одному из них. В этот момент она была удивительно хороша и трогательна, и он почувствовал, как у него заскребло в груди.
Она вернулась к нему.
- Я в молодости очень любила рисовать, даже занималась в художественной студии. Мой учитель пророчил мне известность. Но затем я увлеклась другими вещами... Я не рисовала уже десять лет. А знаете, я, пожалуй, возьмусь за старое. Тут очень красивые места.
- Ну это еще далеко не самое красивое. Я довольно хорошо знаю окрестности города, и есть такие пейзажи, от которых просто невозможно оторвать глаза.
- Вы мне их покажете?
- С большим удовольствием.
Они направились дальше. Несколько минут Ольга, погруженная в задумчивость, шла молча.
- А почему вы до сих пор не женаты? – вдруг спросила она.
Несколько мгновений он обдумывал ответ. Он понимал, что от его содержания будет немало зависеть, как станут развиваться их отношения.
- Не встретил ту, смотря на которую я бы чувствовал, что без нее моя жить абсолютно пуста. Знаете, Ольга, мы философы странные люди, во всем ищем скрытый смысл. Часто это мешает наслаждаться обычным человеческим радостям. В самом деле, прочему бы не найти просто приятную заботливую женщину, которая окружит тебя комфортом и лаской, подарит прекрасных детей. Несколько раз я уже был близок к такому решению. Но когда уже приближался к нему вплотную, какой-то голос останавливал меня у самой финишной черты. Словно бы некто предупреждал меня, что совершаю ошибку, что с ней не буду счастлив. Ласка и комфорт станет со временем клеткой, о прутья которой будет биться моя душа. Нужно что-то еще, более важное, более глубокое для брака.
- Что же?
Он взглянул на нее и увидел, что молодая женщина взволнована и слушает его с повышенным вниманием.
- Не знаю. Вернее, знаю, но это не просто выразить словами. Если женщина и мужчина любят друг друга, то они становятся единым целым. Для большинства же людей брак - это способ жить по отдельности вместе. Они старательно пытаются сделать вид, что их что-то соединяет, но на самом деле радуются, когда их супруг уходит, и они оказываются в одиночестве. И, честно говоря, такая перспектива меня не прельщает. Тянуть лямку супружеской жизни только по тому, что так положено, что люди некогда придумали такой обычай, как-то не хочется.
- Но таким образом можно всю жизнь прожить одному?
- Значит, такая моя судьба. Поверьте, Ольга, я вовсе не стремлюсь к одиночеству, я бы очень хотел встретить близкого себе человека. Но заметил, что, если это происходит, то он уже не свободен. Может быть, таков мой удел.
Палий уже не сомневался, что Ольга действительно взволнована, и он выбрал правильную тактику, его слова проникли сквозь все защитные линию обороны, в ее душу. И теперь ей будет не легко прогнать их оттуда.
- Мне кажется, что Саша смотрит на брак несколько проще, чем вы.
- Если это так, то в этом его преимущество. Хотя, выбрав вас, я думаю, он поступил как истинный философ. Вряд ли бы он нашел другую женщину, способную на такое взаимопонимание и взаимопомощь. И я бы сказал еще: самопожертвование.
- Мне кажется, вы преувеличиваете мои достоинства.
- Ничуть! - даже излишне, чем следовало горячо, воскликнул он.
Ольга уже не в первый раз о чем-то задумалась. Он же не мешал течь ее мыслям туда, куда их сам постарался направить.
Она посмотрела на часы.
- Мы с вами загулялись, прошло уже больше часа после нашей встречи.
- Он очень быстро миновал, я даже не заметил.
- Мне пора домой, а то семья останется без обеда.
- Я вас провожу.
- Только до выхода из леса.
Они быстро добрались до опушки. Ольга протянула руку за сумкой.
- Если надумайте выбраться на пленэр, я к вашим услугам - произнес Палий.
- Я подумаю, - сказала она и быстро направилась в сторону расположенному неподалеку жилого массива.