***
— Чума! Жуан, мне страшно!
— Белла, нам надо уехать.
Иван смотрел серьезно и строго. Принцесса всхлипнула, вытерла слезы и посмотрела на почти мужа.
— Куда, Жуан?
— Из города — обязательно. И подальше, пока эпидемия не пройдет.
— Почему же?
— Потому что если мы тут останемся — шанс заболеть очень велик. Я не хочу рисковать твоей жизнью, ты мне слишком дорога.
— Ты знаешь, отчего болеют чумой?
Педру в этот раз не подслушивал, просто шел к дочери. Но после слов Ивана решил прояснить ситуацию. Чума набирала размах, вспыхивая пожарами по городам и деревням, косила косой людей, заставляя церковников молиться за грешные души — напрасно! Все было напрасно. Но если на Руси знают, как это остановить...
— Знаю. На Руси то давно известно.
— И отчего же?
Тут уж не вмешаться в разговор молодых было невозможно, но Иван смущаться и не подумал. Личный духовник его величества, отец Фернанду смотрел строго, только Ивана взглядами было не напугать.
— От грязи и крыс, святой отец.
— Вот как? Расскажи подробнее, сын мой.
Иван согласно кивнул, предлагая слушателям устроиться поудобнее. Вино, фрукты...
Педру был весьма и весьма неглуп, поэтому и духовника он себе подобрал соответствующего. Не архиепископа, не кардинала, а просто обычного монаха. Не карьериста, но очень умного и образованного человека. Верующего истово, но с широким кругозором. А такие люди Ване всегда нравились.
Бог есть? Безусловно! И спасибо ему за все! Но главное, что он сделал для человека — это дал ему жизнь и разум. А коли у тебя не хватает ума применить второе, чтобы сберечь первое — кто ж тебе виноват? Даже родители тебя всю жизнь за ручку не проводят.
А потому Иван и рассказал, как мог.
Чума? Крысы, насекомые, грязь, нечистоты, плохая вода, воздушно-капельный путь передачи заразы в том числе...
Методы борьбы?
Маски, подобные лекарским — безусловно. Костюм чумного доктора — идея неплохая. Но и остальное должно соответствовать. Не построишь корабль с помощью одного топора, так и тут — от одного метода много пользы не будет, комплекс нужен. Бани, омовения, обязательное кипячение воды, изведение крыс, вшей, блох...
Ваня говорил долго. И когда закончил, удостоился пристального взгляда монаха.
— Так делают на Руси?
— Нам легче. У нас, почитай, каждую зиму морозы, вот болезнь и не выживает. А у вас ей самое раздолье. Не говорю, что выживут все, но если делать, как я рассказал — число погибших уменьшится.
— М-да, — Педру был задумчив. — Это большие деньги, но... я найду их. А вот вы...
— Отошлите Беллу из города? Я могу остаться, но ее жизнью я рисковать не согласен.
Педру усмехнулся.
— Отошлю. В удаленный замок в горах. А ты, Жуан, оставайся, если хочешь. Думаю, твои советы будут ценны...
Иван поклонился. Конечно, за себя он тоже боялся. Оспа — дело другое, от нее он был привит. А вот чума... Но семи смертям не бывать, а одной не миновать. Белла должна быть в безопасности, а он — мужчина. Он справится.
Педру, глядевший на будущего зятя, одобрительно покачал головой. А ведь молодец парень. Неглуп, не труслив... м-да. Королевская кровь.