21 августа, 1998 год
Тарас показал песню, которую написал полчаса назад. Всё бы ничего, но слова этой песни я уже знал, «Из неба молния сверкнула». Это меня насторожило. Я ему рассказал про сон. Он не поверил, только посмеялся.
Думал, Тарас вообще забыл наш вчерашний разговор, ни фига.
- Ты понимаешь, что мог вчера легко погибнуть? - сказал я
ему.
- Лучше в любой момент умереть человеком, чем всю жизнь жить скотом, - ответил он.
Ходили к старцу спрашивать, в чем смысл жизни.
- Зачем жить, если всё равно умрешь? - спросил его Тарас.
- Нельзя так рассуждать, - сказал старец. - Бог есть Бог живых, но не мертвых. Умрет лишь физическое тело. Бог есть жизнь. Не для смерти, а для жизни Он сотворил мир. Смысл смерти - это смысл жизни. Его нельзя понять, если не поймешь, зачем живешь. Спросите себя: «Куда я иду? В чем смысл и надежда моей жизни? Что дает мне силу?». Эти размышления откроют истину о человеке и мире.
Ясности нам это не прибавило.
24 августа, 1998 год
В Россию приехал Ринго Старр. Первый Битл, который ступил на Российскую землю. По всем каналам об этом говорят. На радио крутят песни Битлз. Ринго провел пресс-конференцию в клубе Андрея Макаревича Rhytm&Blues Cafe. 25-го августа он даст концерт в Москве, 26-го августа - концерт в Питере, билеты от трехсот пятидесяти до полутора тысяч рублей. С Тарасом решили деньги сэкономить и не идти на концерт. Хотя очень хочется. Решили, что лучше купим хорошую аппаратуру.
29 августа, 1998 год
С Тарасом провели в гараже Битлз-вечеринку. В институтах и на остановках развесили приглашения. Пришло человек двадцать. Тесновато было, но чувствовалось единение. Удивил возрастной разброс пришедших: от десяти до пятидесяти лет. Пили чай с рулетами, мы с Тарасом на акустических гитарах пели песни Битлз. Тарас мне после сказал: «Оказывается, вечеринки можно классно проводить и без алкоголя».
2 сентября, 1998 год
Непонятно, что с экономикой. Начиная с 17-го августа доллар по отношению к рублю растет каждый день. Деньги обесцениваются. Правительство заговорило о дефолте. Доллар за несколько дней стал в разы дороже стоить. Еще пару недель назад доллар шесть рублей стоил, а сейчас спекулянты по пятьдесят рублей продают. Аппаратура, на которую мы копили, стала стоить дороже в три раза. С Тарасом днями и ночами горбатились, чтобы заработать на нормальную аппаратуру, и всё без толку. Лето, когда у всех были каникулы, мы вкалывали вовсю, в тридцатиградусную жару рыли землю на дачах у олигархов. Где справедливость? Для чего всё это было? Чтобы Ельцина содержать? Оплачивать его пьянство и больницы? Если не может страной управлять, по кой х**н тогда лез в президенты? Сколько можно над народом издеваться? Терпение народа небезгранично. Уже вся страна кричит: «Импичмент Ельцину».
Ельцину
Стреляй,стреляй,
Стреляй мне в спину.
Убей, убей,
Убей меня.
И закопай меня в могилу,
И вырви сердце у меня.
И если думаешь, я слягу
И вечность там я пролежу,
То ты не прав, я снова встану
И ночью я к тебе приду.
Никто меня не остановит,
Из ада выйду я живым.
И я спрошу тебя: «Ну, что же?
Не ждал меня из темноты?»
Я отомщу тебе за друга,
Я отомщу за мать с отцом,
Я отстою права народа,
Я посмотрю тебе в лицо.
4 сентября, 1998 год
Сдали физику. Сбегали в магазин, купили коньяк, и физика в кармане. Вопрос стоял об отчислении. Нам повезло, что препод взял коньяк.
10 сентября, 1998 год
Вчера Тарас пришел домой под кайфом. Не знаю, что он принимал, но точно не алкоголь. Утром попытался с ним поговорить, он, как всегда, отшутился.
- Не переживай, - сказал он, - будет всё хорошо, я узнавал.
- Тебя обманули, ни хрена ничего хорошего не будет, будет даже совсем всё очень хреново, просто песец.
- Омар, всё под контролем, я гарантирую.
12 сентября, 1998 год
Закрыли трамвайные линии по проспекту Фридриха Энгельса. Мэр сказал, что трамваи разрушают дороги, и от них надо избавляться. Уверен, это очередное отмывание денег.
13 сентября, 1998 год
Честность и верность - это дорогой подарок, которого от дешевых людей не стоит ожидать.
Бернард Шоу
Видел, как Рита на улице целовалась с другим парнем. Она меня не заметила. Юрцу говорить ничего не стал, всё равно не поверит. Жаль только его по-человечески. Не повезло ему с девчонкой. Изменяют только неуверенные в себе, лживые, поверхностные люди, которые не умеют ценить то, что имеют. Не понимаю таких людей. Если ты любишь, то нет смысла изменять, а если не любишь, то нет смысла быть вместе. Верность же - это на самом деле богатство, которое абсолютно всем доступно, но далеко не все хотят им обладать.
14 сентября, 1998 год
Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, что вы постоянно помните об этом.
Конфуций
Тарас что-то совсем раскис. Очень сильно переживает из-за обесценивания денег. Очевидно, что всё, что мы накопили на инструменты, прогорело. Теперь на эти деньги струны только купишь. А Тарас так мечтал купить эту профессиональную аппаратуру.
- Омар, я не пойду репетировать, нет настроения ничего делать, - отказался он идти играть.
- Уныние - это самый страшный грех.
- Мне всё равно, - сказал Тарас. - Я решил завязать с музыкой.
- Ты спятил?
- На время, конечно. Сейчас всё бесполезно.
- И что ты предлагаешь? Распустить группу?
- Да. Потом, когда всё нормализуется, опять соберемся. Сейчас не та среда. Я рок-н-рольщик, а сейчас время попсы. Шоу-бизнес умертвил рок-н-ролл гораздо быстрее, чем те, кто его запрещал. Придет время рок-н-ролла, я снова начну играть.
- Ты лох, если думаешь, что тебя потом кто-то будет ждать. Идеальных условий не бывает. Запомни это. Может только казаться, что такие условия могут быть, на самом деле их нет. Надо пробиваться в тех условиях, которые есть. Нужно быть эффективным вне идеальных условий. Где тот Тарас, который, как на танке, ехал к своей цели, снося все преграды? Ты воин, Тарас. Бери свой меч и прокладывай дорогу к цели. Никто не может пройти твою дорогу, только ты сам. Не сдавайся. Следуй своей дорогой, и пусть другие говорят, что хотят.
- Я просто устал идти по дороге.
- Дорога не может утомить, утомляет отчаяние, злоба, одиночество. Мы потеряли деньги - ну, и х**н с ними, это всего лишь бумажки. Поиграем на старых инструментах.
- Омар, мы сыграли на рок-феврале, заняли первое место, и это нам ничего не дало.
- А ты что хотел? Один раз выступить на любительском конкурсе, а завтра в тур по Америке? Быстро делаются только злые дела. Что делается в спешке, делается руками дьявола, ибо Бог нас учит терпению. Мы же медленно, но верно идем к своей цели. Кто хочет, ищет способ, кто не хочет, ищет оправдание. Ты нашел оправдание. Это неправильно. Надо искать способ, и мы его найдем.
- Ищи без меня.
- У нас с тобой одна жизнь на двоих. Забыл?
- Омар. У нас нет шансов! Прости.
- Мир творится каждый день, и каждый день у нас новый шанс. Каждый человек в этом мире, даже если он бомж, даже если инвалид, он играет главную роль в истории мира. Но не каждый знает об этом. И сидят такие люди и ноют, что всё плохо, и ничего не делают. А могли бы сделать. Хотя бы мало. Но оставляют они лишь пустоту.
- Ты прав. Мало - это в миллион раз лучше пустоты.
- Да!
- Мы пробьемся, - решительно сказал Тарас.
- Да!
- Выигрывает только тот, кто играет.
- Да!
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на бездействие, расстройство, отчаяние.
- Да!
- Обижаться и жаловаться - это детский способ. Взрослый способ - делать выводы и действовать.
- Да!
- Лучше сделать, но жалеть, чем не сделать вовсе!
- Да!
- Формула успеха - это пахать, и получать от этого удовольствие.
- Да!
- Так какого хрена мы тут титьки мнем? Бери гитару и от-рок-н-ролим этот гребаный мир.
15 сентября, 1998 год
Рита стала проявлять ко мне интерес как к мужчине. Я думал, что ей не нравлюсь, так как никогда не скрывал свое мнение по поводу ее поведения. А сегодня зашла в гараж, когда я ждал остальных. И недвусмысленно стала намекать на секс.
- Ты девушка моего друга, - сказал я ей.
- Ну, и что?
- Он тебя любит.
- Ну, и что?
- Человек, которого любят, становится обязанным. Слава Богу, Тарас вовремя зашел. Потом все остальные
подтянулись. После репетиции, когда Юрка с Ритой стали выходить из гаража, я попросил Риту задержаться.
- Юр, извини, мне Рите кое-что надо сказать, буквально на минуту я ее задержу.
- Окей, я на улице подожду, - Юра вышел из гаража.
- Рит, Юра тебя действительно любит. Любовь невозможно описать самыми красивыми словами, ее можно только доказать искренними поступками и верностью. Посмотри на него, ты для него всё.
- Омар, я красивая девушка, так и должно быть.
- Красивая девушка - это кукла. Бездушная кукла. Еще Наполеон говорил: «Красивая девушка нравится глазам, а добрая сердцу; одна становится прекрасной вещью, а другая - сокровищем». Тебе решать, кем быть. Лишь бы ты потом не пожалела. Как правило, когда понимаешь, что ты не прав, рядом уже этого человека нет.
20 сентября, 1998 год
Надо признать, Вовка играет лучше, чем мы с Тарасом вместе взятые. В техническом плане он мастер. Но у нас с Тарасом игра более эмоциональная. В нашей музыке есть эмоции, это главное. Битлз же не были лучшими гитаристами мира, не были лучшими вокалистами, но, несмотря на это, они стали самой знаменитой группой в мире. Значит, умение играть и петь не главное. Это, безусловно, не на последнем месте, но есть что-то в музыке, да и во всем искусстве, что важнее техники. Главное -вложить душу в искусство. Ведь многие музыканты, закончившие консерваторию, так и не смогли пробиться. А какие-то оборванцы без образования и музыкальной школы, как Битлз, например, покоряют мир. Маккартни, самый богатый и успешный музыкант в мире, до сих пор не умеет записывать ноты. У Марка Бернеса более чем скромные вокальные данные, а ведь ни один вокалист так не споет, как он пел. Пение Бернеса за душу берет, аж мурашки по коже бегают. А к пению какого-то супер-пупер вокалиста, который легко поет в пяти октавах, остаешься равнодушен. Но это, конечно, всё не в упрек Вовке. Он нашей группе нужен. Сочинить он, конечно, ничего не сочинит, но его музыкальные знания, безусловно, очень ценны в нашем коллективе. Без него у нас игра была бы не такой слаженной. Он стремится к чистому, профессиональному звучанию. И это у него получается. Благодаря ему звук в нашей группе насыщенный, я бы даже сказал - вкусный. Приятно ложится на слух.
После репетиции решили с Тарасом расслабиться. Сходили в ларек, взяли пиво «Толстяк забористое», чипсов и вернулись в гараж. С пивом у нас разговоры сводятся к философским темам. У всех студентов разговоры о сексе, а у нас философия. И причем Тарас действительно умные вещи говорит. В древней Греции он, наверно, мог бы быть каким-нибудь великим мыслителем.
- Знал бы ты, Омар, как я одинок, - сказал Тарас. - Только с тобой я и могу поговорить.
- Ты о чем? - удивился я. - Ты общительный, недостатком внимания не страдаешь, пользуешься спросом у противоположного пола.
- Это всё не то, я про другое. Со всеми этими людьми не о чем поговорить. Они мыслят слишком примитивно.
- В смысле?
- Они живут материальным. Дай им денег, и они счастливы.
- А тебе деньги не нужны?
- Нужны, но они не дают мне счастья. Я это понимаю, они нет. Ведь в мире есть что-то более важное, чем деньги. А ты посмотри на их интересы. Они у всех них одни и те же. Хотят денежную работу, мужа или жену, дом, машину, вкусно поесть. Они мыслят только в этих рамках. А ведь за этими рамками самое интересное. А они даже не пытаются за них заглянуть. Умственное развитие у них на уровне животных. Создать гнездо, обустроить его. И всё, больше им ничего не надо. И я их не обвиняю ни в чем, это их дело. Но меня такое не устраивает. Я читал про жизнь муравьев. Представляешь, у них всё как у людей. Есть колонии, королева, солдаты, рабочие, детские сады. Скажи мне, чем наш город отличается от муравейника?
- Да знаешь, ничем.
- Вот и я так думаю. От муравьев мы недалеко ушли. Наше мышление на уровне насекомых. Меня удивил еще один факт. Ты знаешь, что у муравьев тоже есть труженики и лентяи?
- Серьезно?
- Да. Есть муравьи, которые работают, а есть, которые халтурят, живут за чужой счет.
- Как и у людей, - посмеялся я.
- И это еще не всё. Провели эксперимент. Муравьев разделили на две группы. Тружеников отделили от лентяев. И что ты думаешь?
- Лентяи, наверно, погибли?
- Ничего подобного. Половина муравьев из группы лентяев стали тружениками. А в группе тружеников половина стала лентяями. Опять произошло разделение.
- Это интересно.
- Почему так происходит? Я не знаю. И у людей то же самое. Есть те, кто трудится, а есть те, кто живет за чужой счет.
- Ты прав, - согласился я.
- Все мы маленькие муравьи в этой вселенной. Как же я хочу заглянуть за границу вселенной. Я часто размышляю, как устроена вселенная.
- Знаешь, я рад, что у меня есть такой друг, как ты. Который размышляет, переживает, пропускает всё через себя, занимается самовыражением.
- Мы в этом плане чем-то похожи.