- Суличка была права, тебе не повезло, - сказал Егозат. Кивая головой, как болванчик, он указал носом на запелёнатое тело старшего брат Лёши. – Э, у тебя действительно умер брат. То есть, извини.
Наверное, своими словами он хотел выразить соболезнования, но в силу своих филологических способностей сделать этого не сумел. Да и, наверное, вовремя его перебила Шатра. Иначе, интересно куда бы завели его слова если бы Егозат и дальше продолжил говорить.
- Перестань меньше всего сейчас нужно чтобы ты напоминал Лёша о барракуде.
- Спасибо, - бесцветным голосом произнес Лёша. –
- Э-э, нас Суличка на практику отправила…
Егозат не успел закончить и его снова перебила Шатра,
- Вообще-то, - опустив голову и из-под поднятых бровей искоса глядя на Лёшу своими огромными серыми глазами произнесла Шатра. – я хочу напомнить, это мой район. Я должна быть в курсе какие беды приключилось у членов моей команды.
- Только беды? – спросил Лёша.
- Ты меня понял, - Ответила Шатра. - Я пришла справиться, как ты? А ты… - Шатра не стала отворачиваться, но по ее голосу было ясно что она обиделась.
Лёша улыбнулся и раскачиваясь на пятках закусил губу.
- Ну что ты молчишь? – ответила девочка так и не дождавшись извинений, которых она наверняка ожидал услышать от Лёши.
Мальчики стояли рядом и оба молчали, смотрели на неё. Ну скажи, мы же не просто так пришли к тебе. В ответ мальчики одновременно открыли рты и заговорили. Но голосовой взрыв, как и обычный быстро утих. Мальчики переглянулись и засмеялись.
- Ты же сама мне не даёшь сказать.
- И я говорю, говорю… Э-э, а ты не даёшь до, того, досказать. – добавил и Егозат. - Я думал, …, - начал говорить как обычно растягивая предложения добавляя в них бессмысленные слова. – Ну, я подумал ты хочешь… - речь Егозата потекла совсем не витиевато, но с его голосом звучало нудно и долго. Шатра снова его прервала,
- Лёша?
- Что? – отозвался он.
– Мы пришли за тобой. Суличка поставила нас на практику, - приводить в порядок разрушенный отсек энергоустановки.
- И меня? Я буду работать в там же, где работал мой брат! – воскликнул Лёша. По интонации было сложно определить, как он отнёсся к этой новости.
- Ага, Суличка всех нас туда определила, - затянул Егозат, но ему вновь не удалось докончить предложение.
- Даже меня, - сказала Шатра в унисон словам Егозат.
- Ну, нас, когда я рассказывал про своего отца, помнишь? Нас услышала Суличка и всех определила туда. И тебя вспомнила Лёша. Она назвала тебя свиноубийцей.
Лёша смахнул с головы несуществующую тень,
- А что ты рассказывал про своего отца? – Лёша помнил про книгу, но ему показалось что он мог что-то забыть или упустить.
- Ну, я.., мой отец. Он, Яков, нашёл…
- Да, это я помню. Твой отец нашел книгу. А дальше?
- Ну, а что ещё?
- Где он ей нашёл? И что собирается с ней делать?
- Я пыталась уже про это спросить. На все подобные вопросы от Егозата ответа не дождешься.
- Я же сам ничего не знаю, - обиженно проговорил он. – И мне это самому интересно, я же поэтому с вами… Ну как это, познакомился. Я и планировал что мы сами всё выясним. А про отца я знаю только то что он нашел книгу за оператор пультом силовой установки. Чего, это, чего вы ещё от меня хотите? Суличка и так услышала, меня, когда вы спрашивали и что, она отправила нас сюда. К тебе на район, - Егозат уставился на Шатру.
- Так ты специально, - ответила она, не оставляя от прошлой речи Егозата и тени.
- Ну, как бы…, а разве вам не интересно самим.
- Мне очень интересно, мой брат работал там. – воскликнул Лёша.
- Ладно, - разрядила Шатра. - Пойдём посмотрим. Я всё равно должна выяснить откуда взялась на моём районе запрещённая вещь.
- Запрещённая? – округлил глаза Лёша.
- Конечно запрещённая, - Егозат стоял, ковыряясь носком ботинка в дырке, которую обнаружил в углу каюты. Ему было неинтересно слушать разговор Лёши с Шатрой, но только когда говорил он. Потому что с Шатрой они эту тему уже замусолили. Но девочка с удовольствием повторила специально для Лёши: - в книгах содержатся запрещенные знания…
- Там есть буквы! – с восхищением воскликнул Лёша и перебил.
- Да, там есть буквы. Но больше меня не перебивай. Из букв состоят слова, – сказала она.
- Как на табличках, - снова вставил реплику Лёша.
- Да. Если ты всё и так знаешь, чё я буду тебе рассказывать? – ответила Шатра и замолчала.
- Ну расскажи, расскажи, - замолил Лёша.
Егозат прислушивался к Лёше, когда тот заговорил про буквы и таблички, но, когда вновь заговорила Шатра он потерял интерес и вернулся к ковырянию дырки.
- Читать то что сложено из букв в этих книгах запрещено, - Шатра заметила, как Лёша с усилием сжал губы, в раздутых щеках он с усилием едва сдерживал вырывающуюся наружу тайну. Наблюдая за Лёшиным багровеющим лицом Шатра растянулась в своей речи. Она стала говорить медленно выдержано смакуя каждое слово. Но сама, не выдержав Лёшиной раздутой физиономии выкрикнула:
- Ну что ещё?!
Из уст Лёши вырвался речитатив, услышанный от младшего брата при этом его лицо как будто сдувалось.
- Буквами сложено всё что было в жизни. Прочитанную строку будешь вечно проживать. Когда умираешь перед тобой ложут книгу твоей жизни.
Шатра посмотрела на Лёшу унылым взглядом потом перекинулась на Егозата, который вслушивался с отвисшей губой.
- Вы что совсем глупые? – ответила девочка.
- Да я-то не… - завёл, оправдываясь Егозат. - Просто, ну просто он же это сказал. Я тоже слышал, что такие книги есть. Но, отец нашел совсем другую книгу, - замотал он головой, - Там, не…
И его со взрывом нетерпения прервала Шатра:
- Да там про то, как возникла Тектоника. Я спрашивала у своего отца, он капитан, он всё знает. - Утвердила Шатра. - Но он даже говорить на эту тему не стал со мной. Даже со мной не стал говорить, это значит, что он не будет говорить об этом не с кем. Но я всё-таки сумел разговорить его. Я знаю, как нужно разговаривать со своим папой, а какой необходимо держать разговор с капитаном.
- Так капитан Точерра и есть твой отец. – сказал Лёша.
- Когда он на службе он командир района Точерра и тогда вокруг него все становятся полноправными членами команды. Даже родная я.
* * *
Ребята вышли из каюты Лёши, они хотели все вместе отправиться на место занятости. Опоздать они не могли, сутки в тектонике делились на трети, а каждая треть соответственно была сменой. Так что в подводном царстве никогда не возникала ночь или позднего времени суток, были просто смены. Смены делили десятиминутные перерывы «режим Тишина». На небольшой промежуток времени во всей Тектонике включалось тускло-красное освящение, отрубались электроприборы. Любой шум был воспрещён. Так разделялись Тектонические сутки.
Егозат угорело выскочил за переборку и встал как вкопанный, как будто столкнулся с внезапно возникшей стеной. Егозат потирал раскрасневшийся лоб, на котором уже вздулась шишка, а Ригнат не сдвинулся с места. Он только угрюмо уставился на мальчика, сбившего на него.
- Эй, ты подслушивал? – спросила вышедшая следом из каюты Шатра Ошер. - мальчик на голову ниже неё посмотрел на неё с низу в верх. - Так что, ты подслушивал? А ну скажи о чём мы говорили?
- Это мой брат Ригнат, он не умеет говорить. – защитил брата Лёша, но в этот момент Ригнат с обидой в глазах взглянул на него.
- Хорошо, - ответила Шатра. Она была совсем не гибкой в своих ответах, и в некоторых вопросах ей недоставало дипломатичность. - Всё что ты мог услышать, - сказала она, улыбаясь маленькому мальчику, который был явно младшие. -только глупому придет в голову. Из букв ничего нельзя сложить, их вообще не существует. – заключила она.
На прощание Ригнат покрутил пальцем у виска.
* * *
Отсек был раскручен, об этом, сразу ещё не зайдя во внутрь свидетельствовало вывернутая навзничь переборка, изнутри тянуло тяжёлым запахом.
Развороченная переборка, служившая входом в отсек, напомнила Лёше вход в пещеру свинофермы, с таким же расколом вместо дверного проема. Взрывы в Тектонике не редкость, подумал Лёша и его схватила рука за предплечье, втянула в отсек.
Запах там стоял густой и насыщенный, такой силы что темнело в глазах и казалось, что в отсеке освещенность ещё хуже, чем в каком-нибудь подвальном коридоре. Егозат стояла в луже наполненной кашеобразной субстанцией желто-коричневого цвета. Песчинки этой каши расползлись по ногам Лёши. Но что уж говорить о Егозате, тот сразу как очутился в отсеке вляпался и уделался по шиворот в коричневой жиже. Ему в руки дали совковую лопату с укороченным древком, а рядом с ним стояло ведро куда он и засыпал, собранное с полу.
- А говорят, что фитопланктон выделяет кислород. – проворчал он себе под нос, от сильного запаха он даже начал скорее говорить. Только чтобы рот по меньше открывать. – Здесь же дышать нечем!
Лёша посмотрел на загустевшую субстанцию с серо-зеленой дымкой, которую зачаровал Егозат.
- Так и есть, - встала рядом с Лёшей Шатра. Она зажевала нос, вонь разлагающийся органики действительно давила на мозг. – Чтобы получить кислород его надо собирать. Ты же видишь, - Шатра указала мизинчиком, не отнимая руки с своего носа, на треснутый чан из которого медленно по ложбинке трещины стекал комок заплесневелой гадости. - Кислород не успели собрать…
- Это…. А я тогда тут почему? Мне дышать нечем! Это, вы, соберите сначала кислород, чтобы мне было чем дышать. Потом зовите, ну, ставьте меня работать сюда.
- Вот ты сперва собери, потом из этого кислород и выделят, чтобы тебе было чем дышать.
- Это какой-то вонючий заговор…! – выкрикнул Егозат и с психа швырнул лопату. Натужно он закашлялся сгибаясь пополам. – Мне нечем дышать… Моё говно пахнет лучше. Моё говно выделяет кислорода больше чем это…
- Здесь работал мой брат, - миротворчески произнес Лёша. Он услышал треск, с которым обрушилась лопата и хотел разрядить обстановку, думал, что получится.
Лёша изучал пульт контроля за установкой. Он наклонился к одному из датчиков чтобы получше разглядеть, смазал со стекла налипшую сажу.
- Лёша, ты что делаешь? Я одного уговорить не могу, ты куда-то ушёл. Иди сюда, помоги вымести пол. Егозат один не справляется. - Позвала его Шара.
- Я думал мы здесь чтобы возобновить работу двигателя, - отозвался Лёша продолжая оглядывать бортовой компьютер, который стоял полукругом и огибал операторское кресло. - Не получится. – Лёша смотрел на вывороченный взрывом кусок во всю высоту компьютерные тумбы. Вместе с металлом из искореженный дыры торчали обугленные провода и выглядывали пучки цветных обмоток и болванки с серыми шероховатостями на сколах.
- Всё получится! Всё мы восстановим, но для этого сначала надо почистить помещение так что мальчики давайте не ленитесь. Лёша ну пожалуйста, что ты стоишь ничего не делаешь это же и твой район тоже. Разве ты не хочешь быть полезным. Ну помоги Егозату, или хотя бы себе помоги.
- Что? – ответил Лёша, в его сознание заплыл момент, когда Суличка говорила ему о том, что случится с теми, кто не работает и с бесполезными людьми в Тектонике.
- Я работаю, что мне делать? - отозвался Лёша по своей интонации нетерпеливо ждущий задания от Шатры. – Я буду работать! – повторяя о своей готовности Лёша подошел ближе к девочке – Просто я думал, мы хотели разобраться с книгой. Я так подумал.
- Книги запрещены и давай больше не вспоминать об этом. Надо поскорей привезти анаэробную установку в порядок, - сказала Шатра и после ее слов раздался новый треск. Новая вспышка психоза Егозата.
- Я же хотел… - послышался сопутствующий треску брошенного орудия труда, ноющий голос Егозата.
- В чём дело?! - подскочило Шатра.
- Я с вами познакомился, я же… Ну… Я думал, что мы вместе, что вы мне друзья. Думал вы мне поможете раскрыть тайну книги. Вы же с этого района. Больше всего не хочу работать здесь, на вашем Точерра. Это самый грязный район в Тектонике, - со слезами на глазах и брызгами слюней изо рта выпалил Егозат.
Шатра уставилась на него стеклянными глазами, затем надув губы низко опустила голову.
Кто-то погладил девочку за локоть и заставил Шатру оглянуться. Рядом с ней стоял капитан. То, что это был капитан было понятно всем, это стало понятно даже Егозату, который первый раз попал в этот район. Капитана выдавала обрезанная выше груди и накинутая на плечи часть, когда-то тёмно-синего, мундира капитанского кителя, с главным атрибутом - командирскими погонами. Голову капитана увенчала фуражка. Если капитан иногда мог пренебречь мундиром, то фуражкой никогда.
- Масуса, - тихо произнёс он, шепча ей на ушко. – никогда не опускай головы. Умей выслушать и достойно встретить всё что говорят даже если это полная чушь. Ты всегда должна предпринимать адекватные меры в ответ.
Тебе никто не говорил, что единственная обязательные требования в тектонике – работать! – командирским тоном теперь он обратился к Егозату. При виде капитана мальчик моментально схватил лопату обеими руками и погрузившись коленями в кашу фитопланктона, вытекшую из пробитого чана, начал как ни в чём ни бывало и динамично черпать, наполнять ведро.
Капитан не снимал своего пристального взгляда с мальчика,
- А что ты там говорил? Что-то про книгу. Повтори-ка пожалуйста, - попросил работающего мальчика капитан.
Егозат замялся, как будто захотел утопится в луже в которой стоял. Капитан Кост Ошер стоял над ним и с простодушным лицом требовал одним лишь только взглядом повествования про книгу.
- Да я… Ничего не знаю про книгу. Ну, отец… Ну, ну он работает здесь. Ну, то есть работал, а…
- А кем работал? - перебив невнятную и мямлящую речь Егозата спросил Кост Ошер.
– Он, ну…, - мальчику с трудом удавалось вытягивать из своего рта слова.
- Командир что-то случилось? - спросила его дочь.
- Мне надо понять из-за чего случился взрыв. Потому что, - Кост Ошер посмотрел на Лёшу, который приблизился и встал рядом с его дочерью, – выведен из строя стратегический… стратегически важный, - поправил себя капитан, - для нашего района объект. Отец этого мальчика настраивал установку, - непонятно кому сказал капитан хотя говорил он в сторону Шатры и Лёши, и говорил он мальчику, который за его спиной с усердием, не помня себя загребал в переполненное ведро отвратную по виду и такого же запаха, массу, - Ещё и книгу нашёл. Ты, кстати, не с нашей команды. – повернулся к Егозату капитан. – Твой отец тоже не гражданин Точерра. Поэтому я должен всё выяснить. Правильно? Шатра рассказала мне про книгу, которую нашёл твой отец. Нашёл он её здесь на территории моего района, значит надо выяснить имеет ли отношение — это книга к обстоятельствам взрыва энергоустановки или… - капитан внимательно присмотрелся в мальчика с лопатой, - или, - повторил капитан, - выяснить обстоятельства причастности твоего отца к неполадкам в этом отсеке. Правильно? Поэтому всем будет лучше если твой отец придёт ко мне, вместе со своей находкой и расскажет где он эту вещь нашёл и при каких обстоятельствах.
- Нет, отец сказал мне, вы враги, - выпалил Егоза, Держа короткую лопатку у своего лица будто пытаясь спрятаться за её древком. - Точерра все жители этого района враги. Отец пойдёт вместе с найденной книгой в совет капитанов в большой Тектонике, он расшифровал книгу.
Капитан пропустил выпад мальчика мимо ушей, Шатра тоже оставалась спокойной как будто она ничего такого и не услышала либо просто восприняла это за истерику от удушья и лишь только у Лёши глаза прыгнули на лоб.
- А ты знаешь…? – продолжил капитан, но запнулся, подбирая слова, - Он тебе рассказывал, что сумел расшифровать?
- Нет, - промямлил Егозат рассматривая лужу блевотины в которой стоял и в которую не замысловатыми движениями пытался ввинтить лопату.
- А где твой отец сейчас ты знаешь?
Егозат начал горбиться всё ниже и ниже и клонить лицо к массе, наверно мечтая зарыться в неё поглубже чтобы на него не смотрел капитан.
- Я не знаю где мой отец. Я и все мои домашние не видели его уже несколько смен.
- Да у нас тоже его не видели. Он пропал. А очень хотелось бы поговорить с ним. Многие бы задали ему вопросы. Ты понимаешь, что возможно из-за твоего отца есть жертвы.
- Погиб мой старший брат, - выкрикнул Лёша, не обращая внимания что перебил капитана.
- Да, погиб брат твоего друга, - Капитан Кост Ошер указал раскрытой ладонью на Лёшу, - отличный парень из моей команды.
Лёша уставился на Егозат, он не двигался с места он стоял смотрел на него. После того как капитану Капитан ушёл так как расспрашивать далее мальчика с лопатой было бесполезно.
- Твой отец сделал что-то такое от чего погиб мой брат?
- Вряд ли сейчас мы добьёмся от него внятного ответа, - сказала Шатра которая подошла в ногу с Лёшей.
- Ну скажи, - Лёша не кричал и даже не старался говорить громко, но его голос был напряжён.
Егозат молчал уже под угрожающими взглядами друзей.
- А я услышал, - проговорил наконец-то Егозат. – хи, твой отец назвал тебя Масуса.
- Да, когда мы вдвоём мой отец называет меня так. Но когда мой отец капитан я для него такой же член команды, как и все остальные, немного рангом повыше, и тогда он называет меня по имени.