- Я готова продолжить наши занятия, если их можно так называть. Наверное, я действительно чего-то не понимаю. Я много думала все это время, но в моих мыслях такой хаос, что ничего не смогла из них выудить. Странно, я привыкла считать себя умной, образованной и современной женщиной. Но сейчас мне перестало так казаться. А как вы считаете, Валерия Валерьевна?
Лера довольно улыбнулась. Именно такой реакции она и добивалась. Обычно у человека мозги находятся в упорядочном состоянии, точнее, со всех сторон они пронизаны привычными микросхемами, как панели прибора. И импульсы бегут по ним привычными маршрутами. Если их не изменить, если не сломать эти устоявшиеся микросхемы, ничего изменить в сознании невозможно. Оно так и будет бесконечно воспроизводить одни и те же сюжеты, как плохой писатель. Но если человек, как сейчас Ольга, вдруг начинает испытывать растерянность от того, что привычная последовательность всех мыслительных процессов нарушилась, это первый признак того, что лечение начинает приносить первые, пусть и скромные плоды, плоды.
- Давайте не станет спешить с выводами, вы сами их сделаете в свое время. Да и зачем мне навязывать вам свое мнение. Вы вполне развиты, чтобы сформировать свое.
- Но я ничего не могу, в голове сплошной туман. Что делать, как себя вести, не понимаю.
- Это то и хорошо.
- Как это понимать? Что ж тут хорошего.
- Тут все хорошее, это означает, что ваши прежние стереотипы дали большие трещины. И теперь открылось пространство для нового понимания.
- То есть новых стереотипов.
- В каком-то смысле все стереотипно. Но есть стереотипы творческие, а есть схоластические.
- Первый раз слышу такую теорию. Мне казались, что стереотипы и есть стереотипы.
- Просто не задумывались над этим. Стереотипы схоластические – это привычка думать и вести себя на основе давно выработанных моделей. Они априори считаются единственно верными и отвергают возможность других вариантов. Человек подчиняется им бездумно и безоговорочно. Как механизм, который управляется нажатием кнопок. А теперь объясните мне, как я понимаю творческий стереотип?
Ольга так напряглась, что часть этого напряжения, словно по невидимым проводам, передалась и Лере.
- Наверное, творческий стереотип – это умение постоянно менять свои представления об окружающем мире, не останавливаться на каком-то одном варианте.
- Примем ваш ответ за основу наших дальнейших разговоров. Он достаточно отражает суть вопроса. Мне бы хотелось понять, что вы знаете о мужчинах вообще и о вашем муже в частности?
- О мужчинах, о муже? Но я знаю так много…
- Знать много зачастую – это не знать ничего, - перебила ее Лера. - Подлинное знание – это такое знание, которое человек способен использовать для своих целей, для решения стоящих перед ним задач. Можно быть энциклопедически образованным, но при этом ничего не уметь, быть абсолютно беспомощным. Сформулирую вопрос иначе: какие знания о мужчинах вообще и о вашем муже в частности вы использовали в своей семейной жизни?
Ольга наморщила лоб.
- Но это были самые разные знания.
- Извините, Ольга, такие ответы меня не устраивают: я желаю знать, какими конкретно знаниями вы пользовались?
- Даже не знаю, что сказать. Вы меня застали врасплох, никогда не думала в таком ключе.
- На самом деле, вы только что сказали немало. Никакими конкретно знаниями вы не пользовались, а если чем и пользовались, то схоластическими стереотипами. Вы над ними даже не задумывались, а ваши реакции на ситуацию были абсолютно стандартными.
- Наверное, вы правы, - тихо согласилась Ольга.
- Не сомневаюсь, что вы много раз слышали про китайское обозначение женского и мужского начала инь и ян.
- Разумеется. Я даже писала об этом статью.
- Тем лучше. А помните ли вы первоначальное значение этих слов?
Ольга напрягла память.
- К сожалению, не могу вспомнить.
- Я вам помогу. Первоначальное значение инь – северная сторона склона, то есть, та, что не освещена солнцем. А первоначальное значение ян - южная сторона склона, которая как раз освещена солнцем. Это означает, что мужчина более энергичная, более подвижная, а, следовательно, и более переменчивая натура. Можно даже сказать, что в отличие от женщины в мужскую основу заложен принцип переменчивости, стремление к постоянным изменениям и новизне. Не будь этого мы бы вполне вероятно до сих пор ходили в шкурах и бегали за животными с дубинками. Ведь не секрет, что практически все научные открытия и фундаментальные изобретения сделаны представителями мужской части человечества. Давайте скажем им спасибо, что мы с вами сидим в уютном кабинете, а не в мрачной пещере.
- Спасибо, - выдавила из себя Ольга. Она явно не испытывала в данный момент к мужчинам никакой благодарности.
- Но ведь переменчивость мужчин она во всем, в том числе и в семейной и в сексуальной жизни. Более того, она там проявляется в первую очередь и особенно сильно. А у многих мужчин природное стремление к переменчивости именно в этой сфере только и проявляется. А как нам, женщинам, не хотелось, но изменить ничего мы не в состоянии. Если хотите, это плата за прогресс.
- По вашим словам мужчины обречены на то, чтобы изменять женам. Но я знаю немало мужчин, которые своим женам не изменяют. Выходит, практика опровергает ваши теории, - не без торжества в голосе произнесла Ольга.
- Вы правы, есть и такой тип мужчин. Любой род никогда не бывает однородным, он имеет разные варианты поведения. Но всегда есть доминанта. А мужская доминанта – это постоянный поиск новизны. А так как сексуальный инстинкт самый сильный в человеке, новизна в первую очередь проявляется в поисках новых женщин. И насколько я могу понимать, вам достался мужчина-доминант. Так что придется исходить во всем дальнейшем из этого постулата.
- Нет, я не могу с вами согласиться, в этом есть что-то ужасно безнадежное. - В глазах Ольги показались слезы. – Мы поженились по любви, нам было замечательно хорошо друг с другом. Знали бы, какой у нас был секс…
- Давайте, если не возражаете, поговорим о сексе.
- Если вы полагаете, что это необходимо, - не совсем уверенно согласилась Ольга.
- Поверьте, не помешает. Сексуальные отношения – это как взятие анализа крови для диагностики болезни. Только он удастся в том случае, если вы будете откровенны.
- Уж не о позах вы собираетесь меня спрашивать? – вдруг с вызовом произнесла Ольга.
- А хоть бы и о позах, что в этом особенного.
- Наверное, я должна согласиться, что ничего. Так, спрашивайте!
- Вы только что сказали, что у вас был замечательный секс. А у вас были в тот период сексуальные фантазии? Мы договорились отвечать искренне.
- Я помню, - проворчала Ольга. Несколько мгновений она сохраняла молчание. – Да, были.
- Вы их рассказывали мужу, с которым у вас был чудесный секс?
Ольга молча смотрела на Леру.
- Нет. – Ее ответ прозвучал сухо и резко, как выстрел.
- А как вы полагаете, у вашего супруга были свои сексуальные фантазии? Смею предположить: если вы не говорили о своих, то аналогично поступал и он.
Ольга неохотно кивнула головой.
- Значит, ни он – свои, не вы – свои в вашей общей постели сексуальные фантазии не реализовывали. Но ведь они никуда не делись, ни у вас, ни у него. Что произошло с вашими нереализованными фантазиями?
- Ничего, - пожала Ольга плечами. – Я убедила себя, что это не существенно.
- А вы уверены, что муж пошел по вашему пути. Мужчины не любят оставлять сексуальные фантазии не воплощенными на практике. Для них это мощный императив к действию. И если не удалось их реализовать с вами, то с какого-то момента он стал искать ту, с которой это сделать удастся. Когда вы постеснялись ему сказать о своих сексуальных причудах, это вполне вероятно стала отправной точкой для его измены.
- Получается, что это я виновата, я толкнула его в объятие другой женщины! – От возмущения Ольга даже привстала.
- И да, и нет. Он оказался в объятиях другой женщине, следуя зову своей мужской природы. Но вы ничего не сделали, чтобы этого не случилось, скорей вы лишь ускорили это событие.
- И по вашей версии исключительно по причине неудовлетворенных сексуальных фантазий.
- Скорей всего не только. Каждые отношения имеют свой потенциал. Это очень емкое понятие, полагаю, что мы знаем о нем крайне недостаточно. И эта одна из самых сложных проблем, на которую натыкаются большинство пар. Тот потенциал, что возник при вашем первом контакте, исчерпан. А пополнить вы его так и не смогли. Да и не пытались, хотя бы потому, что не задумывались над этим вопросом. Но совсем не исключено, что вы оба особо этого и не хотели.
- Мы не хотели? – изумилась Ольга.
- Распространенная практика: сознание хочет одного, а подсознание другого. Человек удовлетворяет желание сознания – и становится несчастным. А иногда все рушится, а у человека эйфория, потому что подсознание хотела именно такого результата.
- У меня нет эйфории, я глубоко несчастна! Сколько раз вам это говорить.
- А сколько раз вам твердить, что у вас нет никакой причины быть несчастной, кроме одной: вы прочно внушили себя это. Но внушите себе другую мысль: ваше счастье всегда должно зависеть не от другого человека, а от вас самой. Если вы надеетесь исключительно на то, чтобы найти счастье в другом человеке, то вы очень рискуете. По сути дела вы ставите все на кон. Главный источник счастья должен быть в вас самих.
- Но тогда зачем нужна любовь? В вашем варианте она не нужна, я сама сделаю себя счастливой.
- В идеале так оно и есть. Мудрецы не нуждаются в любви к другому человеку, они любят весь мир без конкретной любви к кому-то. Потому что такова их природа. Но нам далеко до такого идеала, вы не сможете заполнить себя целиком собой. Чтобы вызвать искру любви, вам нужен другой человек. Но если вы будете понимать, что при этом происходит, то в значительно большей степени оградите себя от возможного разочарования. Любовь – это не просто прекрасное чувство, очень часто она становится смыслом жизни. А это очень опасно, потеря смысла жизни оборачивается не просто разочарованием, а может стать полным крахом. Почти как у вас. Вы чересчур глубоко зашли в реку любви, не разведав ни ее русла, ни ее дна.
- Я никогда не представляла жизнь без любви, для меня она в таком случае бессмысленна.
- В таком случае будьте несчастны. И живете с этим так, как сможете. Вы же сами сделали себе такую жесткую установку. Есть любовь, я счастлива, нет - несчастна. Но на самом деле все не так, вы не хотите быть несчастной, вы пришли ко мне за спасением. Этим я и занимаюсь. А вы пока не очень стремитесь мне помогать. Подумайте, с чем вы придете ко мне на следующий прием.