Глава 2
Они задержались на этой голубой планете, которая по размерам была чуть меньше их мира и на которой существовали моря и континенты.
Вскоре после выхода межпланетного корабля на стандартную орбиту, хроноастронавты запустили спутники-инспекторы для картирования и пеленгации возможных биологических форм жизни. Проанализировав данные, они обнаружили животную форму жизни внутри океанов и крупных озер, но не на всплывших участках земли, хотя были найдены следы давно исчезнувшей цивилизации. На суше была представлена в основном пустынная растительность от мха до кустарников, в воде были обнаружены водоросли, а на ее поверхности - кувшинки, - никаких более сложных вегетативных форм жизни в этом мире не наблюдалось.
Ученые-исследователи зашли на борт десантных дисков, двигавшихся на основе антигравитационного принципа с использованием солнечной энергии ближайшей звезды, в резерве имелась также энергия, полученная в результате ядерного синтеза и хранившаяся в аккумуляторах космических кораблей. На вооружении каждого из них стандартно находились четыре ракеты, оснащенные бомбами: двумя мощными разрушительными ядерными бомбами без радиационного воздействия и еще двумя термоядерными, которые не должны были служить в качестве оружия, за исключением лишь экстремальных случаев. Они были нужны для выполнения научно-исследовательских работ, таких, к примеру, как взятие на пробу почвы для геологических исследований. В случае проявлений враждебности со стороны аборигенов или присутствия хищных животных на месте высадки корабля (на этой планете они отсутствовали) диски могли испускать лучи, способные временно оглушить и парализовать объект. Что касается персональной защиты, все исследователи носили маленькие, но очень эффективные, индивидуальные приборы паралитического воздействия. Кроме того, у каждого из них для всякого рода потребностей имелся микропроцессор, который в зависимости от психологического склада личности, был имплантирован в мозг хирургическим путем и активировался посредством мысли, или же находился в кармане или на поясе, и его можно было привести в действие голосом. Наконец, каждый носил с собой контейнер с электронными мошками-шпионами, «оживавшими» тоже с помощью голоса, им находилось применение, когда необходимо было обследовать территорию в условиях абсолютной секретности: их невозможно было отличить от обычных насекомых.
В океане и озерах астробиологи отобрали огромное количество живых экземпляров различных видов водной растительности, и погрузив образцы в две больших цистерны, находившиеся на «сигаре» (так непринужденно называли они свой хронокосмический корабль), в одной находилась морская вода, а в другой – пресная. Водные растения были погружены в эти резервуары согласно экологическим критериям.
Историки и археологи экспедиции сосредоточили свое внимание на обломках и материальных свидетельствах погибшей культуры, ученые расположились недалеко от площадки приземления, ими были обследованы, сфотографированы и зафиксированы надписи на памятниках и надгробиях, на внутренних стенах зданий и сооружений. На суше были собраны останки костей животных с двумя и четырьмя конечностями разных размеров, особый живой интерес вызвали скелеты, по своей форме и размерам напоминавшие с небольшими отличиями самих ученых: у них было по две ноги, по две руки и по два глаза, и, судя по определенному положению глазных впадин, когда-то они обладали стереоскопическим зрением. На дорогах был также обнаружен автомобильный лом, а в разрушенных ангарах и на просторных площадках, которые в далеком прошлом представляли собой аэропорты, валялись каркасы аэропланов, поросшие кустарниками и мхами. Там, где, по всей видимости, находились жилища, ученые нашли керамические тарелки, стеклянные стаканы, алюминиевые кастрюли и другую кухонную утварь, а еще и то, что осталось от холодильников, стиральных машин, радио и телевизоров. В некоторых зданиях искатели обнаружили тетради и книги, страницы которых по большей части пожелтели от времени и истончились, став очень хрупкими, буквы в них выцвели практически до полного исчезновения, однако в книгах и тетрадях с более качественной бумагой и более стойкими чернилами, листы сохранились вполне прилично: несмотря на имевшиеся пятна и следы плесени, записи были достаточно разборчивыми.
Некоторые из графических документов представляли собой математические расчеты. В одной из квартир, достойной особого внимания, на полу валялась картина, в раме торчал покрытый пылью ржавый гвоздь, который неведомо когда выпал из стены и увлек за собой полотно.
Скорее всего, это помещение было небольшой столовой. Там же был обнаружен аудиопроигрыватель, внутри которого находился звуковой диск в хорошем состоянии. На полу лежали рядом два скелета, один - взрослого человека, на нем были какие-то истлевшие от времени лохмотья, другой же, без одежды, принадлежал новорожденному ребенку, а, возможно, даже и утробному плоду. В помещении, которое, по всей видимости, было проекционным залом, ученые нашли бобины с испорченными, на первый взгляд, пленками. Однако, вернувшись на корабль и прокрутив их с предельной осторожностью, исследователи выявили по одному фрагменту на каждой из двух бобин в довольно неплохом состоянии. Их передали эксперту видеозвуковой реставрации. Тем не менее, восстановление звукового ряда фильма оказалось безнадежным делом по той причине, что были повреждены две звуковые дорожки, они были не оптическими, а магнитными, следовательно, наиболее подлежащими разрушению, что и произошло на обеих сторонах каждой отдельной пленки: по всей видимости, воспроизведение звука было стереофоническим. На одном из двух наименее поврежденных фрагментов (его отреставрировали и обработали на компьютере в первую очередь) ученым удалось рассмотреть дорогу, пешеходов на тротуаре, несколько ехавших машин с двигателями внутреннего сгорания, по своей форме схожими с каркасами найденных автомобилей и грузовиков. Отреставрировали также и другой сохранившийся фрагмент пленки: на перемещенных в компьютер изображениях можно было различить открытую площадку для летнего отдыха и обнаженных людей.