Блетчли-Парк (также известный как Station X — особняк, расположенный в Блетчли (в городе Милтон Кинс) в историческом и церемониальном графстве Бакингемшир в центре Англии. В период Второй мировой войны в Блетчли-Парке располагалось главное шифровальное подразделение Великобритании — Правительственная школа кодов и шифров, позже получившая имя Центр правительственной связи. Здесь взламывались шифры и коды стран Оси, и, что более значимо, именно здесь была спланирована операция «Ультра», нацеленная на дешифровку сообщений «Энигмы».
В настоящее время на территории Блетчли-Парка расположен музей.
В 1883 году Блетчли-Парк стал домом для семьи Леон. Сэр Герберт Сэмюель Леон, будучи очень популярным политиком, не только расширил особняк, привнеся в его облик смесь разных архитектурных стилей, но и сделал известным среди населения Британии. После смерти сэра Герберта и его жены особняк был продан на аукционе капитану Фолкнеру, который планировал снести постройки и продать землю под постройку жилых домов. Но вмешалось правительство. В 1938 году усиление угрозы со стороны фашистской Германии вынудило правительство Великобритании подыскать более безопасное место для базирования разведывательного подразделения GC&CS, располагавшегося в Лондоне и ныне известного как Центр правительственной связи. Блетчли-Парк, находившийся на пересечении главных дорог, железнодорожных путей и линий телеграфного сообщения, оказался очень подходящим. Блетчли-Парку было дано кодовое имя Station X. После тщательной подготовки в августе 1939 года под прикрытием охотничьей компании в Блетчли-Парк переехали специалисты по взлому кодов.
Изобретенная в 1918 году для защиты банковских операций шифровальная машина «Энигма» была впоследствии взята на вооружение вермахтом. Разведывательные управления ведущих стран безуспешно пытались взломать коды этой машины. Однако в 1932 году польским специалистам удалось существенно продвинуться в этом направлении. Тем не менее шифр менялся очень часто, эффективно защищая сообщения от польской разведки. Это вынудило польских специалистов по криптографии поделиться результатами своей работы с британскими и французскими коллегами. Основываясь на этих данных, британские спецслужбы начали проект «Ультра», в начальный период заключавшийся в дешифровке сообщений «Энигмы».
Благодаря наработкам польских специалистов британский математик Алан Тьюринг, работавший в Блетчли-Парк, спроектировал электронно-механическую машину Bombe, которая значительно сократила время, необходимое для взлома немецких шифров. Специалисты располагались в многочисленных домиках, находящихся на территории поместья. Домики различались по номерам. Над дешифровкой сообщений Энигмы работали в 3, 6, 4 и 8 домиках, объединённых в пары. Команда из 6 домика занималась сообщениями сухопутных и воздушных сил, им помогала команда из домика № 3, которая подготавливала отчеты по выполненным дешифровкам. В 8 и 4 домике декодировали сообщения немецкого флота. В домики информация поступала с многочисленных станций прослушивания — Y-stations, расположенных по всей территории Британии и за её пределами. Они занимались сбором данных, передаваемых по радиоканалам, которые затем направлялись в спецподразделения, такие как Блетчли-Парк, для обработки и анализа. Зашифрованные сообщения принимались этими станциями, записывались, и в письменном виде с курьером пересылались для дешифровки. Позже эти сообщения стали пересылать по телеграфу.
Вся разведывательная информация из Блетчли-Парка имела кодовое имя «Ultra».
Среди достижений, связанных с Блетчли-Парком, выделяется «Колосс» — одна из первых в мире ЭВМ. Результаты работы машины позволили раскрыть многие стратегические планы немецкого командования. Всего было собрано 10 КОЛОССов, различающихся некоторыми улучшениями.
С заключением мирного соглашения снизилась необходимость в криптоаналитических мощностях. Тем не менее, с окончанием Второй мировой войны начался период Холодной войны. GCHQ была переведена в Исткот в 1946 году, а позже, в 1950-х годах, в Челтнем. В Блетчли-Парке осталась центральная тренировочная база, которая располагалась там до 1987 года. По приказу Черчилля все свидетельства успехов Блетчли-Парк за период Второй Мировой должны были быть уничтожены, чтобы не попасть в руки Советского Союза. Прошли десятки лет, прежде чем с документов, связанных с Блетчли-Парком, стали снимать гриф секретности.
Сократилось количество персонала. Снова началась социальная жизнь — появились школы, церкви. В 1987 году, после пятидесяти лет тесного сотрудничества Блетчли-Парк прекратил связи с Британскими разведывательными службами.
К 1991 году Блетчли-Парк покинули все организации, располагавшиеся там ранее. Замок и прилегающие территории запланировали разрушить и очистить для новых построек. Археологическое и историческое общество собрало комитет, который пригласил ветеранов, работавших в Блетчли-Парке в период войны, на «прощальную вечеринку». Она состоялась 21 октября 1991 года. Организаторы были так тронуты рассказами ветеранов, что загорелись идеей во чтобы то ни стало сохранить Блетчли-Парк и все то, что он олицетворяет. 10 февраля 1992 года вся территория была объявлена историческим заповедником, а три дня спустя, 13 февраля 1992 года, был сформирован Трест Блетчли-Парка для сохранения территории в качестве музея шифровальщиков и музея вычислительной техники. В трест записалось множество добровольцев, и в 1994 году территорию Блетчли-Парка стали открывать как музей на выходных. К 2004 году музей открывался ежедневно. Но не ремонтировавшиеся с войны постройки были близки к разрушению. С тех пор лишь ежегодные пожертвования крупных сумм спасают Блетчли-Парк от закрытия. В настоящее время руководителем Треста является Ян Стэнден. На средства треста были построены рабочие копии КОЛОССа и Бомбы.
На территории Блетчли-Парка работа велась в деревянных домиках, различавшихся по номерам, построенных в период войны для расположения там специалистов и оборудования. Также вместо уточнения направления деятельности отделения (например перехват и дешифровка сообщений флота, армии или воздушных сил) использовались номера домиков. С расширением отделений их переводили в многоквартирные кирпичные новостройки — Дома.
Список зданий:
Особняк — построен в 1882 году сэром Леоном. В 1938 году перешел во владение GCCS. В 1939 году радиостанция располагалась в комнате под водонапорной башней в особняке. Антенны через дымоход провели вниз к некоторым высоким деревьям. Эта радиостанция поддерживала связь с британскими посольствами в Европе. Она получила порядковый номер 10 и соответствующее название Station X, которое стало кодовым именем для Блетчли-Парка.Гараж — в настоящее время тут располагается Leighton Buzzard Model Boat Club.Конюшня — в период войны служила гаражом, в настоящее время там располагается пожарное оборудование.Домик 1 — построен в 1939 году.Домик 2 — домик для отдыха.Домик 3 — здесь взламывали Энигму, интерпретировали данные, полученные из Домика 6. Между этими домиками передавалось много бумаг, и для того, чтобы их не намочить, был построен деревянный туннель, соединявший домики; бумаги проталкивались через туннель с помощью деревянных швабр.Домик 4 — отделение морской разведки, которое вскоре разрослось настолько, что его в 1941 году перевели в большее здание, из которого поступала разведывательная информация для ведения боя с немецкими подлодками.Телетайпное здание — построено в 1942 году в связи с увеличением количества требовавшихся телетайпных линий. Здесь работали 350 телефонистов.Домик 8 — здесь были взломаны сообщения Энигмы, предназначенные для флота, в частности для подводных лодок. Здесь работал Алан Тьюринг.Домик 6 — сюда в марте 1940 года переехали специалисты, занимавшиеся взломом сообщений для армии и воздушных сил. Располагался в непосредственной близости от Домика 3.Домик 11 — здесь располагалась первая машина Бомба, построенная августе 1940 года. Всего за период войны было построено 212 таких машин, все они были разрушены. В настоящее время здесь располагается реконструкция Бомбы.В 1987 году был снесен Дом F, где располагались 10 машин КОЛОСС, первую из которых установили в конце 1943 года.Дом D — сюда перевели отделения специалистов из Домиков 3, 6 и 8. Они продолжали именоваться Домик 3, 6 и 8 для разделения по роду деятельности.Дом E — здесь расшифрованные и переведенные сообщения передавались британскому командованию. Для этого их снова зашифровывали на машинах TypeX, основанных на немецкой Энигме и значительно улучшенных. Немцам так и не удалось взломать коды этой машины.Дом C — здесь располагался Индекс — огромное хранилище информации, полученной за все время работы специалистов Блетчли-Парка.Дом D — здесь контролировали успехи Нормандской операции.Дом Фолкнера — здесь располагается заново собранный КОЛОСС. В 1940 году немецкий бомбардировщик, вероятно, целясь в железнодорожную станцию, располагавшуюся неподалёку, сбросил несколько бомб, упавших на территории Блетчли-Парка. Одна из бомб, взорвавшись рядом с Домиком 4, сдвинула его на метр. При этом все оборудование и персонал домика не пострадали, и продолжили свою работу.