Мария спустилась по холму вниз и оказалась в небольшой долине. Это было прекрасное место, повсюду буйно разрасталась растительность, которая укрывала стоящие по обе стороны деревенские дома.
До сих пор Мария по-настоящему еще не была в Сабуровке, она лишь проходила по ее окраине, направляясь на кладбище, где похоронила мать. Сейчас она с интересом разглядывала деревню.
Хотя называть это поселение деревней, пожалуй, было чересчур громко, от нее осталось всего десять-двенадцать домов, которые уместились на одной улице. А сами дома производили гнетущие впечатление; судя по всему, они были построены очень давно и почти все покосились, заборы кое-где обвалились, однако никто не спешил их чинить.
Пока Мария шла по деревне, то ей не повстречался ни один ее обитатель. Она даже подумала, что, возможно, тут уже никто постоянно и не проживает. Да что тут делать, работы явно никакой нет, даже магазинчик ей не попался. По всему это было умирающее поселение, которое в скором времени исчезнет с лица земли, как исчезли тысячи других сел.
Для того, чтобы пройти всю деревню от околицы до околицы Марии хватило пятнадцать минут. Но никого из жителей так и не встретила. Она уже решила направиться в сторону дороги, чтобы сесть на автобус, как вдруг до нее донеслись голоса. Молодая женщина прошла еще метров двести и очутилась на небольшой поляне. Здесь собрались человек двадцать. Марию удивило то, что это были сплошь пожилые люди, ни одного молодого лица она не обнаружила.
При виде ее собравшиеся замолчали, но ненадолго. Тема для обсуждения была столь животрепещущей, что они очень быстро ее возобновили. Мария решила послушать.
Очень скоро ей стало ясно, о чем идет речь. Кто-то – кто она не поняла – хотел выселить поселян из своих домов, взамен им предлагались квартиры в городе. Для этого каждый домовладелец должен был заключить отдельный договор на передачу своих владений. Однако переезжать никто не желал, но, судя по всему, противную сторону это никак не устраивало и она все сильней давила на жителей. И жители явно не знали, что им в такой ситуации делать.
То, что случилось дальше, было в определенной степени неожиданно для самой Марии. Подчиняясь вдруг возникшему импульсу, она вплотную подошла к жителям Сабуровки.
- Я могу узнать поподробней, что у вас происходит? – громко спросила она.
Все мгновенно замолчали и недоверчиво уставились на нее.
- А кто вы такая будете? – поинтересовался пожилой мужчина. Мария уже поняла, что он тут один из главных закоперщиков.
- Да, конечно, сейчас скажу. Меня зовут Мария Юрьевна Сабурова. Я приехала из Москвы, но сама я из здешних мест. У меня мама умерла, я ее похоронила на вашем кладбище. Так она завещала.
- Значит, это вы недавно тут хоронили,- сказал мужчина, внимательно разглядывая Марию. – А мы-то все дивились, среди наших вроде никто не умер, а кого-то хоронят. Теперь понятно. А почему в Сабуровке?
- Мы с мамой из рода Сабуровых, наши предки жили вон в том доме, - кивнула Мария в сторону холма.
- Вот как! – Удивился мужчина и судя по лицам его односельчан, ни он один. – Надо же какие вещи происходят.
- Теперь вам понятен мой интерес к тому, что происходит здесь? – спросила Мария.
- Интерес-то понятен, да для нас в том какая с этого польза? – Резонно поставил вопрос мужчина.
- А вы расскажите, в чем дело, а там посмотрим, если это не секрет.
- Секретов никаких нет. Рассказать можем.
Следующие минут десять Мария слушала рассказ мужчины. Все началось примерно полтора года назад. Однажды в деревню приехали сразу несколько машин. Из них вышли городского вида люди и стали внимательно все изучать, фотографировать, снимать, измерять. Сделав свое дело, они уехали. Сельчане ничего не понимали, зачем все это было надо, а потому вскоре забыли об этом случае.
Вернулись городские пришельцы через несколько месяцев, пошли по домам. Не пропустили ни одного. С каждым разговаривали об их жизни, интересовались родственниками, все время что-то записывали и снова уехали. Но чтобы возвратиться уже через полгода. Теперь все было по-другому. Созвали общий сход, и на нем объявили о своих намерениях. На месте деревни они намерены были построить коттеджный поселок, а жителям предлагали переселиться в город, заселить всех в одну пятиэтажку. Одиночкам – однокомнатные квартиры, остальным – двухкомнатные. А для этого надо заключить договор купли-продажи земельных участков со всем имуществом. На размышление дали месяц.
Через месяц вся эта команда снова появилась в деревне. Пошла по домам, но никто согласия на переезд не дал. Все жители захотели остаться в своем селе. Это разозлило пришельцев, они стали угрожать, что однажды от Сабуровки ничего не останется, все сожрет пожар. Но угрозы возымели обратное воздействие, все наотрез отказались заключить договор. Пришлось им не солоно хлебавши в очередной раз уезжать ни с чем.
Довольно долго они не появлялись, но буквально две недели назад снова приехали. На этот раз они настроены были крайне решительно. Буквально вламывались в дома и требовали подписать договора. Напрямую угрожать не угрожали, но намекали, что если жители будут ерепениться, им будет плохо, землю отберут, а ничего взамен не дадут. Снова дали на размышление месяц, только на этот раз предупредили, что больше отсрочек не будет.
- А что будет? – спросила Мария.
Рассказчик пожал плечами.
- Кто ж его знает, возможно, приедут ночью и все пожгут.
В ответ на эти слова раздался гул разгневанных голосов.
- Вам нужен хороший адвокат, - сказала Мария.
- Да где же его взять? – Пожал плечами мужчина. – И стоит дорого, даже если все скинемся, нужной суммы не наберем. Кроме пенсий других доходов ни у кого нет.
- Я подумаю, чем смогу вам помочь, - произнесла Мария.
Мужчина недоверчиво посмотрел на нее.
- Да чем же вы можете нам помочь?
- Дайте мне один денек на размышление. Давайте будем на связи. А как мне к вам обращаться?
- А очень просто, я Иванов Петр Иванович, местный староста, – ответил мужчина.
- В таком случае до встречи. Я скоро приду. Всем до свидания.
Пока Мария шла в сторону шоссе, то чувствовала на своей спине взгляды всех жителей деревни Сабуровка.