Сабуровка. 1762 г.
На следующее утро Мария оседлала Пулю и не спеша выехала со двора. Она старалась выглядеть спокойной и прилагала к этому неимоверные усилия, хотя внутри нее бушевал настоящий ураган. Марии хотелось пришпорить лошадь и понестись во весь отпор. Ей не терпелось, как можно скорее оказаться в лесу. Но она знала, что сейчас Агафья стоит в главной зале и смотрит ей вслед.
Мария обернулась, отыскала взглядом окно и заметила силуэт фаворитки отца, прятавшейся за одной из штор. Мария сжала от досады губы и продолжала плестись шагом. Но едва она завернула за околицу и скрылась из поля зрения Агафьи, как враз все изменилось.
Мария ударила лошадь шпорами и рванула поводья. Повинуясь желанию своей хозяйки, Пуля тут же понесся по знакомой дороге по направлению к лесу, и через несколько минут Мария оказалась среди деревьев. Здесь девушка осадила Пулю. Она стала прислушиваться, надеясь обнаружить присутствие еще одного всадника где-нибудь неподалеку. Сердце замирало от восторга и страха одновременно.
Предстоящая встреча с Ланским будоражила ее сознание, но вместе с тем ее не покидали сомнения. А вдруг он нашел ее инициативу слишком смелой для такой молодой девицы, как она, и не явится на ее призыв. Но не успела Мария, как следует обдумать такой вариант событий, как слух ее уловил новые звуки. Мария прислушалась. Это были звуки приближающегося всадника, которые с каждой секундой становились все явственнее. Сердце Марии гулко заколотилось, и уже через мгновение она увидела перед собой Ланского.
Ланской поравнялся с Марией и, как заправский наездник, остановил своего скакуна рядом с Пулей.
-Мария Петровна, позвольте выразить вам мое восхищение. - Ланской прикоснулся губами к руке Марии, которую она несмело протянула ему для поцелуя.- Вы даже не представляете, как я счастлив вашим приглашением.
-Я искала повод перед вами извиниться за вчерашнее. Мне так неловко за папеньку, за его грубость по отношению к вам, - поспешила объяснить Мария мотив своего поступка.
- Так, значит, вот кому я обязан этой встрече. Вашему папеньке? - Ланской громко расхохотался, высоко запрокинув голову. - Да я просто счастлив, что он прогнал меня вчера. Иначе мы с вами так бы и не увиделись наедине, здесь в лесу. - весело посмотрел на Марию Ланской.- Да что мы с вами все о вашем папеньке. Других тем, что ли мало. Лучше, Мария, расскажите мне о себе. Как вы живете, что у вас интересного происходит?
Мария заметила, что он назвал ее просто по имени и ей это понравилось. Без отчества сразу сократилась дистанция между ними, делая их общение более дружеским и теплым.
-Да, что обо мне говорить, - пожала плечами Мария. - Это не интересно. Я веду скучную замкнутую жизнь. Не то, что вы. Вы живете в столице и, наверное, видели самого императора.
- Конечно, видел! – Ланской гордо выпрямился в седле. - Много раз. Император обожает смотреть военные парады и готов целыми днями проводить на плацу.
- Какой вы счастливый! - Мария с восхищением смотрела на Ланского.
- Так и вы его можете запросто лицезреть, если захотите.
- Но, как! — Мария с недоумением уставилась на Ланского.
- Поезжайте в Петербург, там и увидите, - как о чем-то само собой разумеющемся, произнес Ланской.
Мария грустно покачала головой.
-Мой папенька не хочет и слышать о столице. Со мной он не поедет, а одну меня не отпустит. Он считает это место рассадником всех зол.
- Но, позвольте! Я не понимаю, — воскликнул Ланской. - Как столица, где находится императорский двор, может быть источником всех зол. Напротив именно сюда стекаются все самые прогрессивные умы России.
- Да я понимаю,- вздохнула Мария. — Но папеньку не переубедить. Он считает, что именно этот воздух прогресса и свободы слишком пагубен для меня. Недавно он грозил, что запретит мне читать Вольтера.
- Вы читаете Вольтера? — Ланской даже остановил коня и с удивлением посмотрел на Марию.
- Да, мой учитель Жан, специально выписывает мне его сочинения из Франции.
- Тогда я думаю, что именно в Петербурге, вы расцвете еще сильнее. — Ланской, не скрывая восхищения, смотрел на Марию. - Вы можете стать украшением двора и блистать на балах, покоряя всех своей красотой и умом. Уверяю вас, я не так много встречал в свете красавиц, которые могли бы похвастаться, тем, что читают Вольтера в подлиннике.
- Ничего особенного, - пожала Мария плечами. - А впрочем, мы с вами заговорились. Меня уже, наверное, хватились дома. Мне пора.
Ланской сразу погрустнел.
- Мне жаль, что время нашей прогулки так быстро истекло. Могу я надеяться увидеть вас здесь завтра?
- Встретимся завтра в лесу. Прощайте.
Мария ударила Пулю шпорами и помчалась в сторону дома. Ланской смотрел ей вслед и, когда силуэт всадницы окончательно исчез из вида, понуро направил свою кобылу прочь из леса.