Часть 1. Увлечение Глава 1. Знакомство
- Вы являетесь самым успешным медийным
лицом среди людей Вашей профессии.
Скажите, что такое успех? И как вообще
становятся судмедэкспертами?
- За «успехом» судмедэксперта стоит
множество жизней, смертей и … любви.
- А что, по-вашему, жизнь, смерть
и любовь?
(Из интервью журналиста проекта
«Успешные люди» с судебно-медицинским
экспертом Диной Алексеевной Гнатенко в 2021 г.)
Советская Украина, Полтава, 1978 г.
Дина, беззаботно напевая модный шлягер, стремительно шла по больничному двору. Казалось бы, её должны были грызть укоры совести, что она не пойдет, как кое-кто из её одноклассников, с первого сентября на занятия в институт. Как вообще можно было, специально готовясь целый год, не добрать баллов для поступления? И, тем не менее, это произошло. Ясно, что и к такому варианту девушка была теоретически готова. Ведь, поступить в столичный ВУЗ удавалось не каждому.
Понятно, что и сама девушка, и её родители были расстроены. Но, что уже случилось, того не вернёшь. По закону, если абитуриент не поступил, то был обязан отработать хотя бы шесть месяцев трудового стажа до следующей попытки поступления. В СССР с тунеядством было строго!
Ничего, Дина не унывала. Значит, поступит в следующем году. А пока надо было устроиться на работу. Конец пришел её беззаботной юности. Теперь она стала совершенно взрослой и должна принимать самостоятельные решения. Поэтому, сегодня утром она с приятельницей, которая тоже не поступила, но уже в местный институт, пришла устраиваться сюда на работу.
- И чего тебе так этот Киев упёрся? У нас отличный ВУЗ, не надо будет жить в общаге, тратить деньги на поездки, - агитировала её Марина, чтобы на следующий год поступать вместе.
- Я же хочу быть эпидемиологом, а у нас нет такого факультета.
- Так будешь по другой специальности работать. Какая разница? Главное – быть врачом!
- Нет, главное – работать тем, к чему у тебя призвание, - возразила Дина.
К выпуску из школы она начиталась книг о знаменитых врачах, особенно ей понравились рассказы об академике Заболотном, который стал великим эпидемиологом. Она тоже захотела спасать мир от инфекций и разрабатывать вакцины.
- И откуда ты так уверена, что у тебя призвание – быть именно эпидемиологом?
Дина пожала плечами.
- Я просто так чувствую это.
В отделе кадров их огорчили тем, что на «хорошие» кафедры уже набрали недостающий персонал, и остались лишь «плохие» места.
- Это какие? – уточнила Марина.
- Патофизиология. Там крыс надо оперировать.
- Ой, фу-у-у, - негативно отреагировали девчата.
- Есть еще хуже. Кафедра судебной медицины. Там вообще с трупами надо дело иметь.
Марина в ужасе заткнула уши и отшатнулась, а Дина, наоборот, обратилась в слух.
- А что там надо делать?
- Зачем тебе? – ужаснулась приятельница.
- Там интересно, - ответила Дина.
- Ты – больная?
- На вскрытия надо ходить со студентами, - объяснила «кадровичка». – Препараты готовить.
- Я согласна, - неожиданно для всех заявила Гнатенко.
- Ты чего? – покрутила пальцем у виска Марина.
Дина, которая никогда до сих пор даже не бывавшая на похоронах, ответила, что друзья подарили ей книгу «Судебная медицина», зная, что она готовится поступать в мед. И она читала обо всех этих ужасах о смерти, и это довольно интересно.
- Ты точно – чокнутая, - возмущенно заявила Маринка.
- Принимайте меня, - отважилась Дина.
- Э, не-е-ет, Нестеренко, - заглянула в её паспорт кадровичка. - Так не пойдёт. Были уже такие желающие. Заведующий кафедрой Николай Николаевич сказал, что теперь все желающие должны лично показаться ему. И он уже будет принимать решение.
- Хорошо. Как к нему попасть?
- Кафедра находится на территории четвертой горбольницы. На втором этаже административного корпуса. Он работает до 14 часов, так что, если поспешишь, то успеешь еще сегодня.
Дина кивнула и поспешила на автобус. Четвертая была её больницей, а так, как все детство и юность Дина болела нескончаемыми ангинами, то хорошо хорошо ориентировалась в ней.
Но, увидеться с профессором Стрельцом ей не удалось. В закрытой двери кафедры торчала записка с лаконичной информацией «Я в морге». От волнения, девушка не смогла оценить этот черный полу-юмор. На соседней кафедре она узнала, где находится морг, и теперь спешила туда. Она миновала инфекционное отделение и увидела одиноко стоящее у забора небольшое одноэтажное здание, больше похожее на какой-то флигель. И все же, на двери виднелась официальная вывеска. А, перед дверью стояло много людей в траурной одежде.
И тут Дина устыдилась своего цветущего вида. У людей горе, они потеряли близких, а она идет, поет, вся такая нарядная и цветущая! По натуре, девушка была очень совестливой и сочувствующей. Поэтому, она стянула с шеи модный ярко-голубой шарф, затем - синие бусы и поспешно опустила их в сумку. Она вспомнила о своем ярком макияже и пожалела, что воспользовалась им этим утром. Она хотела хорошо выглядеть перед работодателем. Но не знала, же она, что отправится в такое скорбное место?!
Она постаралась придать лицу соответствующее выражение и нырнула в дверной проём. Тут же, она едва не натолкнулась на мраморный пьедестал, на котором санитар укладывал покойника в гроб.
- Ты за кем? – удивленно спросил он у желторотой девчушки, непонятно как оказавшейся в траурном зале.
- Мне профессор Стрелец нужен, - деловито ответила та.
- Он – там, - кивнул санитар головой в сторону коридора.
Дина автоматически повернула направо, потом – налево и оказалась в небольшом зале, в котором находилось две секционных стола. Под стенкой, практически на костылях, стоял седовласый пожилой мужчина и делал вскрытие.
- Мне нужен профессор Стрелец, - совсем по-свойски, вопросительно произнесла Дина.
- Это – я. А ты кто будешь?
- А я пришла к Вам на работу устраиваться, - как-то мимоходом ответила девушка и наклонилась к телу. Её внимание привлекла синева на задней поверхности тела.
- А это – трупные пятна? – спросила неожиданно она у профессора.
- Ох, ты, какая любопытная?! Да. А откуда ты знаешь о них? – удивился тот.
- А я книгу читала Сапожникова и Гамбург.
- Ну-ка, ну-ка, давай, я сейчас освобожусь, и ты мне все подробно расскажешь, - заинтересовался неожиданным персонажем Стрелец.
Эта девчонка или чокнутая, или таки умничка. Надо было разобраться. Ему были нужны достойные кадры.
Дина упросила его, чтобы он разрешил ей остаться на вскрытии и показал внутренние органы.
- Одно дело – атлас по анатомии, а совсем другое – здесь, - пояснила она.
- Конечно, - резонно согласился Николай Николаевич.
После вскрытия, когда они не спеша вернулись на кафедру, Дина честно
рассказала ему о своих планах, что она на следующее лето вновь будет поступать в столицу. Стрелец же вполне осознал, что перед ним – очень цельная личность, и даже отчасти пожалел, что такой кадр будет работать у него всего год. Не мог же он удерживать перспективного медика у себя в роли препаратора. Но, пусть хоть год у него будет работать нормальный сотрудник, на которого он сможет положиться.
Профессор что-то наскоро накарябал на оборванной бумажке и расписался.
- Езжай в отдел кадров и оформляйся. Прямо с завтрашнего числа. Во время учебного года мы работаем с 8-20. Но на этой неделе, пока студентов нет,
можно с 9-00. Так что, жду тебя.
Обрадованная Дина упорхнула из кабинета, а Стрелец облегченно вздохнул. На год он теперь был избавлен от необходимости все делать самому.
Дома, неожиданно для Дины, разгорелся скандал с родителями.
- Ты же девушка! Как ты будешь работать с трупами? – возмущенно кричал отец.
Он был инженером и от избранной дочерью медицины был вообще не в восторге.
- Пап, а что такое? Если я поступлю в институт, я же, все равно, буду работать с трупами?
- Так то – во время учёбы.
- Так я же не собираюсь работать там вечно. Зато, будет отличная подготовка к поступлению.
- Действительно, - поддержала дочь мать.
- Делайте, что хотите, - нехотя сдался отец.
Ему совершено не нравилась позиция дочери. Мало того, что не поступила, так что он теперь должен будет говорить коллегам? Что его умница-дочь, с пятибалльным аттестатом, пошла работать в морг?! Это был удар ниже пояса.
Конечно, вечером все пошли спать с испорченным настроением. Отец все
еще дулся на Дину.
Но, утром девушка была полна энтузиазма и решимости. Надо же с чего-то начинать?
Автобуса долго не было, и девушка начала переживать, не опоздает ли она в первый рабочий день. Но, она была, к счастью, первой. И пока единственной, в темном коридоре, перед дверью кафедры, уставленном шкафчиками с препаратами. Чтобы не скучать, Дина принялась рассматривать их.
Она впервые увидела внутриутробные уродства развития, и обугленную руку, открытый дырчатый перелом черепа, и атипичную петлю висельника.
Как очарованная этим мрачным местом, она пристально рассматривала огромные банки, заполненные препаратами и консервантом.
Послышались тяжелые шаги. Дина подумала, что это точно её шеф. Ведь, Стрелец сильно хромал. А шаги звучали с разным ритмом.
И точно, спустя миг, за входную дверь схватились, и девушка увидела чьи-то пальцы, вцепившиеся в ручку.
- Видишь, какая я черепаха, - вместо приветствия, спросил он, делая усилия с каждым шагом.
Девушка прониклась сочувствием к Николаю Николаевичу. Это же какую силу воли надо иметь, чтобы не только ездить на работу на костылях, но еще и делать вскрытия!
- Я вообще не представляю, как Вы так, - призналась она.
- И не представляй, еще не хватало, чтоб такая девочка, как ты, имела представление о страданиях. Тебе сейчас надо жить и радоваться. Ну, что, журили тебя дома?
- Да.
- Так я и думал. Не многие понимают нас. Но ты не унывай.
- Да я и не унываю.
- Вот и молодец. Надо всегда оставаться бойцом!
- Что я должна делать?
- Уборку, хоть пару раз в неделю. Препараты, если надо будет, я тебя научу. И сопровождать меня со студентами на вскрытиях. Жаль, зарплата у вас маловата, минимальная. Но, ты, же сюда не за зарплатой пришла?
- Да, - подумала и согласилась Дина, - мне нужны знания, опыт и стаж. Она, ведь, ясно себе представляла, что судебная медицина в её жизни только временное явление. Девушка, в силу отсутствия у неё жизненного опыта, пока еще не знала, что нет ничего более постоянного, чем кажущееся временное явление.
- И всё это у тебя будет, - заверил её Ник Ник. Так ласково, за глаза, звали его работники бюро судмедэкспертизы.